Обычно работа мозга нарушается в результате травмы, заболевания или ухудшается с течением времени в результате старения. Как и у всех живых существ, в генетическом коде человека записано все, от момента рождения до неотвратимой старости и угасания. Однако это вовсе не означает, что с возрастом когнитивные способности утрачивают все люди. Некоторые достигают весьма преклонного возраста, сохраняя здравый ум, крепкую память и все свои умения.

Несмотря на то что наступление старости запрограммировано в генетическом коде каждого человека и что некоторые нейроны снижают свою клеточную активность или погибают, мозг все же единственный орган нашего тела, который способен развиваться и восстанавливаться. Явление самовосстановления мозга ученые-неврологи называют нейро­пластичностью.

В последнее время средняя продолжительность жизни увеличивается, поэтому для нас все важнее становится найти способ сохранения функций нашего мозга. Мы не можем позволить себе провести почти треть отмеренного нам времени со сниженными умственными способностями. Правильный образ жизни, обеспечивающий здоровье, энергичность и качественную работу ума, в целом позволит нам прийти к старости с большей продуктивностью и ясностью разума. Изменения, которые произойдут в нашем мозге и теле, во многом зависят от того, как мы заботились о своем организме до наступления старения. Чтобы прийти к закату жизни, имея эффективно функционирующий мозг, нужно бороться со стрессом, заниматься физиче­скими упражнениями, высыпаться, правильно питаться и трениро­вать ум.

Общеизвестно, что упражнения для улучшения и стимуляции когнитивных функций весьма эффективны. В этом убеждают нас результаты множества опубликованных научных исследований. При стимуляции когнитивной деятельности мозга используется его способность к обучению, пластичность и адаптивность с целью оптимизировать с помощью различных техник познавательные способности: восприятие, речь, визуально-пространственное мышление, внимание, логическое мышление, исполнительные  функции (планирование и регуляция сознательных действий) и память.

Мозг и память

Головной мозг — главный орган центральной нервной системы, с помощью которого осуществляется контроль всей произвольной и непроизвольной деятельности человека, а также его основных физических и когнитивных функций: движения, речи, мышления, восприятия, эмоций и памяти. Мозг состоит из миллиардов мозговых клеток, называемых нейронами. В них хранятся сообщения, посылаемые органами чувств. Нейроны соединены между собой и сообщаются друг с другом посредством электрических импульсов. В мозге существует примерно десять миллионов связей, которые объединяют все нейроны.

Спинной мозг представляет собой столб мозговой ткани, проходящий в центре позвоночника, — это главный путь, по которому поступают сообщения от тела или к телу. Большинство современных ученых выделяет в мозге три основные части: продолговатый мозг, мозжечок и большой мозг. Расположенный между спинным и головным мозгом продолговатый мозг отвечает за передачу импульсов, поступающих от спинного мозга к большому. Кроме того, он регулирует деятельность сердца и сосудов, органов дыхания и пищеварения. В функции мозжечка входит поддержание равновесия и координация движений. Большой мозг, самая сложная часть организма млекопитающих, и в частности человека, отвечает за все высшие функции и выполнение самых важных задач, связанных как с произвольными сознательными действиями, так и с автоматическими, начиная с функционирования во внешней среде и заканчивая когнитивными или познавательными процессами. Большой мозг заставляет как сокращаться любую мышцу, так
и возникать мысли.

Мозг делится на две практически симметричные части, называемые полушариями (правым и левым). В них осуществляется сознательная интеллектуальная деятельность.

Память, а также речь и творческая деятельность — одни из важнейших и сложнейших функций человеческого мозга. Их исполнение происходит в главном отделе головного мозга — большом мозге.

В процессе памяти задействованы разные участки мозга, однако недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания
не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей. В главе «Где живут воспомина-
ния» мы рассмотрим этот вопрос подробнее.

Память — одна из важнейших функций мозга. Без памяти, увы, мы не смогли бы ни научиться чему-либо, ни использовать свой опыт.

Где живут воспоминания

Наука о памяти продвинулась вперед совсем недавно. Сегодня благодаря исследованиям амнезии и деменции нам стало известно,
что память — невероятно сложная функция человеческого мозга, что существует много видов памяти, каждый из которых локализуется в различных нейронных участках. В процессе памяти участвуют различные участки мозга, и нет одного специфического места для хранения запомненной информации. Воспоминание — это паттерн нейронных связей, распределенных по разным нейронным цепочкам и участкам мозга.

Вся воспринятая и запомненная информация распределяется между бесконечным множеством взаимосвязанных нейронов. Например, знания о том, что мы едим, как пахнет и выглядит еда и что мы с ней делаем, как покупаем ее, хранятся в отдельной зоне мозга каждое: форма — в зрительной коре головного мозга, тактильные ощущения — в премоторной и сенсорной областях, запах — в лобных долях и так далее. Эти зоны, называемые участками узнавания, располагаются в различных отделах мозга. В тот момент, когда нам необходимо узнать конкретный объект, например яблоко, эти участки перегруппировываются.

Хотя воспоминания и не хранятся в конкретном месте, а распределены в системе нейронных связей, существует одна группа внутрен-
них структур — лимбическая система, — от которой сильно зависит способ запоминания и архивирования информации. Она участвует в процессе консолидации памяти, связывая память с эмоциями. Лимбическая система располагается в глубине височных долей мозга и состоит из гиппокампа и миндалевидного тела.

В процессе памяти также участвуют и другие участки мозга, например:

  • лобные доли (помогают хранить и вызывать воспоминания);
  • особая зона в коре головного мозга (участвует в узнавании лиц);
  • теменные доли (отвечают за запоминание простых задач);
  • затылочные доли (хранят зрительную память);
  • базальные ганглии и большой мозг (хранят память о привычках и моторных навыках);
  • височные доли (хранят долговременные воспоминания);
  • миндалевидное тело (воспроизводит воспоминания об эмоциональных событиях, например травматических и вызывающих страх).

В приведенной ниже схеме мы попробуем в самой простой форме воспроизвести цикл памяти. Разумеется, этот процесс протекает гораздо сложнее.

Враги памяти

Если мы узнаем, почему забываем, то получим представление о слабых местах человеческой памяти. Знание о том, как функционирует наша память, называется метапамятью. Это очень важно понимать всем, кто желает улучшить производительность памяти и предотвратить ее ухудшение.

Прежде всего необходимо сказать, что забывать — не всегда плохо. Забывание столь же важно, как и запоминание. Было бы очень
сложно запоминать всю получаемую ежедневно информацию, а затем разыскивать ее в хранилище нашего мозга. Поэтому специаль-
ные механизмы в мозге (например, протеинфосфатаза) предназначены именно для забывания. Важно также отметить, что забывчивость и сбои памяти случаются у людей разных возрастов, как, впрочем, и запомнить новое тоже можно в любом возрасте.

И наконец, нужно опровергнуть мнение о том, что якобы забывание вызвано чрезмерным количеством информации, хранимой в памяти. Это абсолютно не так. Иногда память не срабатывает под воздействием некоторых факторов, перечисленных ниже, а также из-за того, что ею редко пользуются.

Факторы, негативно влияющие на Память

То, что, по нашему мнению, вызывает нарушения памяти, как правило, приводит к обычному забыванию и ни в коем случае не провоцирует амнезию. Эта болезнь часто бывает последствием травмы или другого заболевания.

Внутренние факторы

Неправильное запоминание. Полученная от органов чувств информация часто исчезает или видоизменяется, если с ней не работать (не повторять ее).

Время. Забывание бывает вызвано тем, что с момента запоминания информации прошло много времени. Новые знания оставляют что-то вроде следа в нашем мозге. Но если ими не пользоваться, со временем этот след стирается и исчезает.

Помехи. На информацию, хранящуюся в кратковременной памяти, влияют новые поступающие данные. Они могут помешать усвоению предшествующей информации.

Вытеснение. Печальные, беспокоящие, травматические воспоминания забываются помимо нашей воли.

Искажение. Воспоминания трансформируются в соответствии с нашими ценностями или позицией по отношению к чему-либо, поэтому иногда мы запоминаем информацию в искаженном виде.

Ошибки хранения. Если информация не сохраняется полностью или сохраняется неправильно, ее бывает сложно воспроизвести.

Ошибки воспроизведения. Иногда мозгу бывает трудно найти место, где хранится воспоминание, несмотря на то что оно не исчезло и не было искажено в результате внешнего воздействия.

Внешние факторы

Биологические факторы обусловлены генетикой, и на них практически невозможно влиять. Снижение уровня эстрогенов и тестостерона тоже вызывает ухудшение памяти.

Психологические и эмоцио­нальные факторы, такие как одиночество, потеря любимого человека, беспокойство, тревога, тоска, депрессия, стресс, травматическое событие, посттравматическое расстройство, оказывают влияние на память. Недостаток мотивации или невысокая требовательность к себе тоже могут привести к снижению памяти.

Физическое состояние и здоро­вье. Усталость, боль, возбуждение, стресс, бессонница и апноэ, хронические заболевания (например, повышенное давление, диабет, заболевания сосудов, повышенное содержание холестерина в крови, дисфункция
щитовидной железы), нерациональное питание, гиподинамия и недостаточное упражнение ума ухудшают память. Алкоголь, никотин и другие токсичные вещества уменьшают поступление кислорода в мозг. Прием некоторых фармацевтических препаратов, таких как бензодиазепины, антихолинергические средства, негативно воздействуют на процессы памяти.

Окружающая обстановка. Шум, запахи, свет, присутствие людей и многое другое влияют на качество запоминания.

Сенсорная недостаточность. Полная или частичная потеря зрения либо слуха тоже оказы-вает влияние на качество запоминания.

Познавательные способности. Недостаточная концентрация внимания, сложности с пониманием информации ухудшают качество запоминания.

Профессиональная жизнь. Смена должности, стресс, усталость, плохие взаимоотношения на работе влияют на процессы памяти.

Окружающая среда. Контакт с ядовитыми веществами вредит памяти. Такое может произойти на работе на неэкологичных предприятиях, при употреблении мяса животных, откормленных пищей с вредными химическими веществами, в автомобилях, при питье и контакте с проходящей по свинцовым трубам водой. Ртуть, алюминий, пестициды и вещества-растворители тоже могут вызвать нарушения памяти.

Образ жизни.
— Курение: табачный дым уменьшает количество кислорода, поступающего в мозг.
— Различные виды зависимости: алкоголь и другие токсические вещества.
— Бессонница и апноэ.
— Плохое питание.
— Гиподинамия.
— Прием некоторых фармпрепаратов.

Вы читали отрывок из книги «Память не изменяет» Анхельс Наварро

Книга, которая поможет развить память и сохранить интеллект до глубокой старости. Вы узнаете больше о свойствах человеческого мозга и укрепите свою память, решая занимательные головоломки.

«Улучшить память не только возможно, это еще и интересно», — говорит психолог Анхельс Наварро. Вы согласитесь с этим утверждением, когда начнете выполнять увлекательные упражнения для тренировки мозга.

Игры и задачи подходят для любого возраста: молодые люди улучшат внимание и концентрацию, люди среднего возраста — поддержат свою память на хорошем уровне и, наконец, люди старшего возраста с помощью этой книги компенсируют возрастные нарушения.

Фишки книги

  • Методы и приемы улучшения памяти предложены в игровой форме и задействуют воображение.
  • Упражнения разделены по уровням: легкий, средний, сложный и очень сложный. Это позволит читателю создать собственный план тренировки памяти.

Комментарии:

НАПИШИТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

7 + 19 =