Притча, как научиться понимать своего клиента

Однажды к Учителю пришел путник. Он сел за стол напротив Учителя и молча смотрел, как тот читает книгу. Примерно через час гость сказал:

— О Великий Учитель, я шел много месяцев, чтобы встретиться с тобой здесь и задать один лишь вопрос: «Что самое главное в продажах?»

— Мозги, — ответил Учитель.

— Великий Учитель, почему «мозги»? Что ты имеешь в виду? — удивился гость.

— Во-первых, не называй меня великим, — сказал Учитель.

— Велик Путь. А во-вторых, ученики имеют достаточно мозгов, чтобы понимать. Ты не ученик. Если бы ты думал мозгами, а не ногами, не шел бы столько недель. Ты написал бы письмо.

Гость заплакал и ушел.

Через три года Учитель купил в магазине книгу иностранного автора, называвшуюся «Все о продажах», а прочитав ее, рассмеялся: «И ничуть он не изменился!»

Мы немало удивились этой истории. Нам показалось, Учитель очень резко обошелся с незнакомым ему до этого человеком. Но подлинность истории засвидетельствовал Первый Ученик*, который присутствовал как при встрече Учителя с Путником, так и при том, как Учитель купил и прочитал книгу иностранца. Первый Ученик свидетельствовал, более всего рассмешило Учителя то, что в предисловии автор называл себя его последователем.

Однажды к Учителю пришел ученик и сказал:

— Учитель, я уже трижды встретился с покупателем, но он не хочет покупать мой товар.

— Изучай, — ответил Учитель. Ученик ушел и вернулся через неделю. Он был расстроен:

— Учитель, я изучил все: я знаю, сколько денег и в каких банках на его счетах, я знаю, какие из моих товаров ему действительно нужны, я знаю, сколько точно он сэкономит, покупая их у меня, а не у моего конкурента. Я объяснил ему все это… но он не хочет ничего покупать…

— Кстати, а как зовут его собаку? — спросил Учитель.

Однажды Учитель, встретившись утром с учениками, сказал им:

— Теперь спрашивайте. Ученики молчали, и только один из них спросил:

— Учитель, скажи, а как правильно завершать сделку? Учитель пожал плечами, потом подошел к столу, достал оттуда столько денег, сколько брал обычно за обучение, отдал спросившему ученику и выгнал его.

Эта история показывает, что Учителю проще было отказаться от денег, к которым он, как известно, относился с большим уважением, чем мириться с Великой Глупостью. Ученики рассказывали, что «Великой Глупостью» Учитель называл мысли и правила, почерпнутые из книг и не отточенные после этого практикой.

Однажды к Учителю пришел ученик и спросил:

— Учитель, я несколько дней пытаюсь продать крупную партию прекрасных легких зимних курток владельцу большого магазина одежды. Он ни разу даже не поговорил со мной. У него всегда находятся какие-то причины для того, чтобы отложить встречу. Как мне продать эти куртки, Учитель?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

— Купи.

Ученик подумал, что Учитель не понял его слов и повторил их. Учитель нахмурился, взял лист бумаги и быстрым росчерком дешевой ручки написал на нем только одно слово: «Купи!»

Ученик взял листок из рук Учителя, поклонился и вышел.

На следующий день ученик пришел в этот магазин и купил там куртку. Придя домой, он сравнил ее с теми, которые хотел продать, и написал небольшое письмо, которое отнес владельцу магазина…

Через три дня ученик снова пришел к Учителю и сказал ему:

— Учитель, спасибо тебе! Я сделал все так, как ты посоветовал, и вчера продал ему всю партию курток. Скажи, всегда ли, когда хочешь что-нибудь продать, следует поступать точно так же? К сожалению, мы не знаем, что именно ответил Учитель.

Доподлинно известно только то, что спустя 40 лет, когда этот ученик сам стал уважаемым Учителем, у него дома в серебряной рамке висел листок с написанным рукой Великого Учителя словом: «Купи!» Прямо над ним висел в золотой рамке листок с написанным тем же почерком словом: «Идиот!»

Однажды ученики спросили:

— Учитель, как правильно начать разговор с покупателем, придя к нему в гости?

Учитель сделал жест, который означал: «Рассуждайте!»

Ученики начали обсуждать и спорить, доказывая ту или иную точку зрения примерами из прочитанных книг и личного опыта.

Наконец, они решили, что, придя к покупателю, нужно посмотреть по сторонам в его кабинете, найти что-то действительно интересное и начать обсуждать это. Ученики с гордостью посмотрели на Учителя, а он спросил их: «Как?»

Тогда один из учеников сообщил Учителю вывод, к которому они пришли. Учитель засмеялся, а потом вышел из комнаты, где обычно занимался с учениками.

Через небольшой промежуток времени Учитель вернулся и объяснил ученикам, что в большом зале он сделал подобие кабинета клиента и пригласил учеников по одному заходить в этот зал, а он, Учитель, будет изображать покупателя.

Первый из вошедших в зал обнаружил там Учителя, сидящего на полу. Зал был совершенно пуст, только на стене висела небольшая картина работы известного мастера. Ученик заговорил о том, как ему нравятся работы этого художника. Когда он закончил говорить, Учитель знаком приказал ему сесть сзади, как бы за границами «кабинета покупателя», и позвал следующего ученика. Так повторилось много раз. Последним зашел тот, кто сообщил Учителю, к чему пришли ученики, обсуждая проблему. Когда он начал говорить, как ему нравится этот художник, остальные ученики не выдержали и рассмеялись.

Эта история рассказывает нам, как Учитель почти без слов объяснил ученикам то, что будучи объясненным лишь словами, не было бы столь убедительным.

Один из учеников спросил:

— Учитель, во многих книгах я читал, что с покупателем надо говорить о том, что его интересует. Советуют беседовать о футболе, если он болельщик, о детях, если они у него есть, о собаках, если он любит собак. Но не все — болельщики, не у всех есть дети и не все любят собак. Скажи, существует ли такая тема, на которую с интересом будет говорить любой покупатель?

Учитель кивнул и с улыбкой ответил:

— Его дела.

Нам не совсем понятно, в каком значении Учитель употребил тут слово «дела»*: бизнес или вообще все то, чем занимается человек. Однако когда мы задали вопрос Первому Ученику, он ответил: «Для того чтобы выбрать верное значение, необходимо постичь Путь».

Один из лучших учеников спросил:

— Учитель, что делать, если покупатель не хочет отдавать деньги за товар, который он давно уже получил от меня?

Учитель промолчал и даже сделал вид, что не услышал слов ученика. Ученик повторил свой вопрос. И снова не был удостоен внимания.

Ученики зашептались в удивлении, кто-то предположил, что Учитель не знает ответа на этот вопрос.

Тогда Первый Ученик, помня, что ни разу не было такого, чтобы Учитель вовсе не ответил им, подтолкнул в спину спрашивавшего ученика и заставил его повторять вопрос снова и снова.

Время шло, день близился к концу, уставший ученик повторял свой вопрос уже в который раз, Учитель все это время занимался своими делами.

Наконец на закате, когда ученики решили, что сегодня они не услышат ответа, ученик спросил:

— Учитель, что делать, если покупатель не хочет отдавать деньги за товар, который он давно уже получил от меня?

Учитель повернулся к нему, улыбнулся и сказал:

— Повторяй! — И на учеников, которые были в этом зале, снизошло просветление.

Рассказывают, что все ученики, которые были в доме Учителя в этот памятный день, и сами стали со временем уважаемыми Учителями. До конца жизни все они называли тот день «Золотым Днем».

Отрывок из книги «Путь торговли» Тадао Ямагучи (Олег Макаров)

В 2005 году Олега Макарова, автора и ведущего тренингов по продажам и маркетингу, в очередной раз спросили: «Что почитать о правильных продажах?» И он изложил свои взгляды в виде кратких притч. Получилась книга «Путь торговли». Олег придумал псевдоним Тадао Ямагучи, а сам притворился переводчиком книги. С тех пор книга стала культовой.

Перед вами новое издание «Пути торговли» со свежими историями и сборником вдохновляющих афоризмов. Это книга об искусстве продаж, об отношениях, пронизывающих любой бизнес. Книга, составленная из историй об Учителе, постигающем Путь, и его учениках. Книга для всех, кто любит то, чем занимается каждый рабочий день

Если вы работаете в продажах, маркетинге, занимаетесь бизнесом и по каким-то причинам не читали «Путь торговли» — вы сможете ознакомиться и с первой частью книги, и с новыми историями.

Если вы, как и большинство читателей первой книги, перечитывали её и ждали нового издания — наслаждайтесь новыми историями Учителя и сборником афоризмов, в котором вы найдете мудрую мысль на каждый день года.

Постигайте мудрость Пути Торговли, работайте с удовольствием и добивайтесь большего. А эта книга-наставник поможет вам.

От автора

Если я могу предоставить кому-то возможность стать сильнее, постичь что-то новое, развиться, вырасти, я должен это делать. Это — моя ответственность перед собой и перед миром. А что с полученной возможностью делать — выбор того человека и ответственность тоже его.

— Понятно, — сказал Ученик, — а почему ты указан как переводчик, а автором книги записан не ты, а другой человек?

Учитель улыбнулся: — Это не другой человек, а выдуманный персонаж. Я решил, что незачем привлекать внимание читателя к себе, пусть лучше оно целиком будет обращено к книге, к тому, что в ней говорится, к тому о чём говорится. Пусть читающий книгу думает о себе, о своём бизнесе, а не обо мне.

Комментарии:

НАПИШИТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

17 + 10 =