В своем ежегодном исследовании Luxury Monitor, проведенном совместно с институтом Altagamma, консалтинговая компания Bain & Company анализирует особенности рынка роскоши за прошедший год и перспективы на 2025 год. Что нужно запомнить из этого отчета, который показывает как общее снижение, так и возможности, заслуживающие внимания?
Беспрецедентное замедление с момента Великой рецессии
2024 год может стать уникальным для индустрии роскоши: с расходами, оцениваемыми почти в 1,5 триллиона евро (-2% по сравнению с 2023 годом), рынок личных предметов роскоши может испытать первое замедление с момента Великой рецессии 2008/2009 годов, за исключением периода Covid.
Социально-экономическая неопределенность, выраженная в сверхвысокой инфляции в секторе, привела к снижению спроса со стороны клиентов: за последние два года 50 миллионов потребителей отказались от рынка роскоши. Отход «по выбору или по необходимости», как уточняет Клаудия Д’Арпизио, соавтор исследования.
Напротив, Very Important Customers (VIP-клиенты) никогда не были так сильны, сосредоточив более 40% выручки крупных Домов и еще больше усилив поляризацию рынка роскоши.
«Чтобы вернуть клиентов, особенно молодых, брендам придется проявить творческий подход и расширить темы для разговора», — анализирует Клаудия Д’Арпизио. «В то же время им нужно будет держать своих лучших клиентов на первом плане, удивлять и радовать их, заново открывая для себя индивидуальные человеческие взаимодействия. Для всех клиентов крайне важно удвоить усилия в области персонализации, используя технологии для достижения этого в широких масштабах».
Маленькие радости и опыт превыше всего
В условиях инфляции поведение потребителей показательно: они сосредотачивают свои покупки на небольших удовольствиях, таких как духи, косметика или очки. Повышенный интерес наблюдается также к брендам доступной роскоши, о чем свидетельствует рейтинг Lyst самых популярных брендов за последние месяцы. Этот аргумент также важен для роста рынка товаров second-hand или торговых точек outlet.
Более чем когда-либо устойчивость сектора, похоже, воплощается в склонности брендов предлагать высококачественный опыт, поскольку клиенты роскоши также стремятся направлять свои покупки на путешествия, мероприятия и любые другие предложения, основанные на погружении и вовлечении.
«Чтобы обеспечить свой будущий рост, брендам необходимо переосмыслить свои уравнения роскоши, восстановить творческий потенциал и сочетать старые и новые методы», — говорит Федерика Левато, одна из авторов Luxury Monitor. «Это подразумевает переосмысление своей сути и принятие основополагающих принципов сектора: желательность, подпитываемая мастерством, творчеством и отличительными ценностями бренда; значимые, персонализированные и культурно резонансные отношения и опыт взаимодействия с клиентами; и безупречное исполнение, облегченное технологиями, при этом искусственный интеллект играет первостепенную роль в большинстве областей предложения ценности».
Новые географические регионы в сфере внимания
Согласно исследованию, рынок роскоши может несколько улучшиться в ближайшие месяцы, однако эта динамика тесно связана с макроэкономическими изменениями в нескольких стратегических регионах, таких как Китай, США и Европа, где недавно были зафиксированы признаки восстановления.
Возвращение к росту также может быть обусловлено развивающимися рынками, такими как Индия, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и Африка. Вместе эти регионы могут привлечь более 50 миллионов потребителей, в основном из числа высшего среднего класса, в индустрию роскоши к 2030 году.