Творческое воспитание детей
Творческое воспитание детей

Педагоги считают, что занятия рисованием и лепкой благотворно влияют на развитие моторики и нервной системы, а через некоторое время дети уже способны самостоятельно решать различные задачи. Творчество используют и для того, чтобы преподавать такие ключевые дисциплины, как чтение, письмо и математика. Психотерапевты утверждают, что оно помогает ребенку постигать окружающий мир, учит справляться со страхом, а также пробуждает эмоции. Художники уверены, что искусство важно как источник красоты, самовыражения, а творческий процесс значим сам по себе. Дети говорят, что творчество — это интересно, что оно им нравится. Родители рассказывают, что в доме все заняты делом и счастливы. Способность к творчеству все чаще называют одним из наиболее важных факторов успеха как отдельной личности, так и организации и даже человечества.

Творчество жизненно важно. Если дети им занимаются, они преуспеют и во всем остальном.

О творчестве в масштабах всей Земли

Творчество — это еще и умение нестандартно мыслить, совмещать несвязанные между собой идеи. Оно помогает решать сложные проблемы и совершать невероятные открытия. Творчество необходимо для личного успеха наших детей.

Как утверждает Международный детский художественный фонд, «исследования показывают, что ребенок, который занимается творчеством, становится оригинальным, делает открытия, внедряет инновации и создает интеллектуальную собственность. Все это — ключевые признаки личного успеха и социального преуспевания в двадцать первом веке».

Миру нужно больше творческих мыслителей, и их талант должен развиваться.

Творчество выстраивает нейронные связи

В зависимости от типа упражнений, творческий процесс может задействовать все чувства — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. По мере того как дети экспериментируют — выдавливают краски, смешивают цвета и материалы, рисуют что-то воображаемое или то, что видят перед собой, — в их мозге образуются и закрепляются новые нейронные связи.

Творческие занятия развивают мелкую моторику

Держать кисточку, рисовать точки и линии, смешивать краски, вырезать фигуры, орудовать клеем-карандашом или выдавливать клей из тюбика, разминать пластилин и лепить, рвать бумагу — все это требует ловкости и хорошей координации рук. Такие упражнения увлекательны и интересны, дети хотят повторять их снова и снова. Со временем мелкая моторика детей, вовлеченных в творческие занятия, заметно улучшается.

Каракули — предшественники письма

Все малыши начинают с каракулей. Они беспорядочно водят карандашом по бумаге, однако со временем учатся управлять движениями рук. Постепенно каракули сменяются самыми разными линиями и фигурами, а это в свою очередь поможет ребенку научиться писать.

Творчество развивает способность самостоятельно решать задачи

Творчество, где важен процесс, а не результат, — это возможность делать выбор, принимать решения, сомневаться и оценивать. Таким образом дети учатся справляться с нерешительностью и развивают гибкость мышления, а это приводит к уверенности в себе. И чем больше они экспериментируют с различными материалами и действиями, тем чаще будут пробовать что-то новое.

Творчество помогает познать себя и окружающий мир

Дети впитывают невероятное количество информации, поэтому им необходимо научиться обрабатывать полученные знания. Движение, изображение, цвет, линия, фантазия — с помощью всего этого дети самовыражаются. Созидая, малыши передают свои чувства и эмоции, а значит, их приходится анализировать и управлять ими.

Поощряя творческие занятия, мы помогаем детям исследовать самих себя, а также осваивать множество инструментов и методик. Мы, родители и учителя, предлагаем им пространство, где они могут экспериментировать, где поощряется любопытство и где у них есть свободный доступ к материалам, которые им нужны и которые так нравятся. Мы делаем это не для того, чтобы вырастить художников, а для того, чтобы наши дети приобрели уверенность в себе и в своих творческих способностях, какую бы форму те ни приняли в будущем.

Творчество помогает детям общаться

Творчество помогает детям находить взаимопонимание, даже если они не знакомы друг с другом и у них нет общих интересов. Оно помогает заниматься общим делом людям любого возраста, пола, расы и профессии, говорящим на любом языке.

Чтобы начать творить, вам потребуются: непредвзятость, несколько простых инструментов, небольшая подготовка и желание экспериментировать. Это путь, по которому каждый может шагать со скоростью, удобной для себя и своей семьи. Некоторые из вас, прочитав эту книгу, пойдут не спеша, время от времени пробуя новые идеи. Другие бросятся бегом, мгновенно перенимая новшества. И все будет правильным.

Пообещайте себе творить

Готовы ли вы впустить искусство и творчество в свою семью и сделать все возможное для их процветания? Вы можете составить шуточное соглашение, которое обяжет ваших домашних вести новый образ жизни.

Материалы

• Доска или бумага

• Инструменты для рисования: фломастеры, ручки, карандаши

• Материал для коллажей (необязательно)

Инструкции

1. Перепишите текст соглашения, приведенный ниже, на доску или на лист бумаги или сочините собственный. Красочно оформите его — каждое слово можно выделить своим цветом, проиллюстрировать соглашение или сделать коллаж. Привлеките к этому всю семью. Обязуемся сделать творчество важной частью нашей повседневной жизни. Мы будем стараться поощрять и уважать то, что создает каждый из нас, наслаждаться экспериментами с художественными материалами, свободно выражать себя и свои идеи, а также добавлять в нашу жизнь больше цвета и радости.

Подпись ___________________

2. Пусть все члены семьи подпишут соглашение. Если кто-то из детей еще слишком мал для этого, он может оставить отпечаток руки или нарисовать каракули.

3. Повесьте соглашение на видное место.

Подобрать подходящее занятие

Творчество нужно всем детям, особенно самым маленьким. Понимание того, как ребенок развивается, поможет вам подобрать идеальные упражнения для ваших малышей. Но не забывайте, что дети уникальны и два ребенка одного возраста и пола по-разному отнесутся к выполнению одного и того же задания, возможно, они даже откажутся что-то делать.

Майя любит глобальные проекты и обычно предпочитает создавать большие полотна, а вот выполнять мелкую и кропотливую работу ей не нравится. Она умеет прорисовывать детали и делает это, но если дать ей возможность, не раздумывая начнет разбрызгивать краску, используя всю поверхность бумаги или холста, и сотворит нечто масштабное, дерзкое и выразительное. Она такая же и в повседневной жизни. Подруга Майи — Мерилиз, ее ровесница, — рисует небольшие аккуратные картины и не любит пачкаться. Она, как и Майя, занимается творчеством с ранних лет (девочки вместе посещали мой первый художественный кружок), но у нее совсем другой характер и интересы.

Кому-то нравится рисовать картины с множеством деталей, а кто-то больше любит абстрактные узоры, пусть даже неплохо владеет навыками реалистического изображения. Один ребенок может на время потерять интерес к рисованию, осваивая что-то новое, например письмо, а другой будет и подписывать свои картины, и иллюстрировать истории. Многие дети периодически проявляют любопытство к каким-то материалам, инструментам и занятиям. Поддерживайте их и предоставляйте все необходимое, но в то же время предлагайте новые идеи. Бывают дети, которые не хотят разводить беспорядок или не любят ощущение краски на коже, они предпочитают использовать кисточку, а не пальцы, и стремятся побыстрее смыть краску с рук. Обычно это проходит, но может и остаться на весь период детства (в очень редких случаях это симптом нарушения сенсорной обработки).

Вы лучше всех знаете своего ребенка, его способности и  предпочтения. Если раньше вы не занимались творчеством, экспериментируйте вместе, и со временем вы будете лучше его понимать. Даже если окажется, что ваш ребенок любит масштабные проекты, это не означает, что вы никогда не должны предлагать ему попробовать что-нибудь другое, например порисовать тонкой ручкой на небольших карточках. Он приходит в восторг от идеи раскатать краску по огромному ватману, но ему также может понравиться рисовать на маленьком холсте.

Детям важно пробовать различные занятия, потому что их предпочтения могут со временем измениться.

Творчество и возраст

Дети проходят через разные этапы развития. Конечно, каждый ребенок уникален, но все же у детей одного возраста много общего. Поэтому можно делать какие-то выводы и утверждать, что двухлетние малыши рисуют каракули, а в три года они обычно учатся управляться с ножницами. Одни дети уже начинают изображать что-то реалистическое, произведения других еще пару лет остаются абстрактными. Над одним и тем же упражнением могут работать разные дети, или предложите отдельные задания для  старших и для самых маленьких.

Годовалые дети

Когда ваш 10–12-месячный малыш сидит на  детском стульчике, можно дать ему карандаш и бумагу. Но знайте: он обязательно попробует карандаш на вкус. Это нормально, все дети в таком возрасте исследуют мир через вкусовые ощущения. Однако надо следить, чтобы ребенок не съел карандаш и не подавился им. Верните его руку с карандашом обратно и скажите: «Нарисуй что-нибудь. Поводи карандашом по бумаге». Повторяйте это снова и снова. (Не повышайте голос, иначе ребенок может опять попробовать съесть карандаш, чтобы увидеть вашу смешную реакцию.)

Годовалые дети начинают рисовать карандашами, фломастерами, мелками, а также жидкой акварелью или гуашью, используя руки или кисточки. Они попытаются играть с пластилином, но будут его только протыкать и сжимать. Ближе к двум годам им понравятся наклейки и скотч. Двухлетние дети уже могут резать бумагу, если вы покажете, как правильно держать и использовать детские ножницы (естественно, под строгим наблюдением). Рисуют они всем телом.

Используйте только нетоксичные материалы, которые можно смыть, потому что малыши, как правило, все тянут в рот и пачкаются (помните, что кожа — наш самый большой орган, впитывающий попадающие на него вещества). Во время творческих занятий вы можете посадить ребенка на детский стульчик, чтобы предотвратить беспорядок, но ему удобнее всего стоять. Положите инструменты для рисования на детский или журнальный столик, прикрепите большой лист бумаги на стену или холодильник. Дети в таком возрасте с радостью за все берутся, но не могут долго удерживать внимание, занятия продолжительностью от пяти до пятнадцати минут будет вполне достаточно. Следует помнить, что самое важное для детей такого возраста — это процесс.

Дети двух–трех лет

Дети постарше уже лучше управляют своим телом, их моторика более развита. Они продолжат рисовать каракули и что-то абстрактное, но изображения становятся более реалистичными: сначала круги, затем «солнышко» (круг с расходящимися линиями внутри или снаружи), лица, люди. Они могут на чем-то сосредоточиться. Также в три года дети уже понимают правила, что, например, нельзя рисовать на стене, а также могут помочь все убрать после занятий.

Кроме материалов, которыми ребенок пользовался в годовалом и двухлетнем возрасте, теперь он может работать с ножницами (хотя, скорее всего, уже пробовал что-то вырезать и раньше), лучше понимает, как взаимодействуют клей и бумага, и знает, как склеить два предмета. Он станет катать шарики из пластилина и лепить из него змей. К этому возрасту у ребенка уже достаточно терпения и сообразительности для того, чтобы под вашим руководством начать работать над многоэтапными упражнениями. Дети дают своим картинам названия и даже что-то рассказывают о них.

Четырехлетние дети

Дети, которым исполнилось четыре года, уже неплохо умеют управлять своим телом и эмоциями. Они проявляют больше инициативы и используют свой опыт для выполнения более сложной работы. Начинают писать буквы и слова, их рисунки уже можно понять, они лепят из пластилина или глины фигуры с бóльшим количеством деталей, а также осваивают степлер, скотч и дырокол.

В четыре года дети часто рассказывают истории по своим рисункам. Однако вместо реальных предметов они иногда используют символы.

Дети от пяти до семи лет

В этом возрасте для рисования отдельных предметов (сердечек, цветов, деревьев, людей) дети используют особую технику. Они проводят линию, которая обозначает землю и траву, и затем выстраивают все предметы вдоль нее. Еще одна такая же линия в верхней части рисунка — небо. Как правило, на небе изображено солнце.

В школе ребенок начинает больше общаться с другими детьми, видит их рисунки и смотрит, как они выполнены. Это новый опыт для ребенка, его  фантазия может отправиться в полет, или же маленький школьник просто станет повторять, что рисуют другие. Однако от влияния сверстников никуда не денешься. Если все мальчики рисуют машинки и Супермена, ваш ребенок может поступать так же. Если все девочки выводят сердечки, цветы и радугу, ваша дочь, возможно, будет делать то же самое.

Дети этой возрастной группы могут попытаться освоить особые навыки, такие как гончарное или слесарное дело. Конечно, хорошо, чтобы их этому учили профессионалы.

Дети восьми лет и старше

С возрастом у детей развивается самосознание, они уже понимают, что им нравится. Если раньше они занимались всем понемногу, то теперь начинают проявлять склонность к определенным темам. В будущем предпочтения могут меняться, но обычно ребенок с головой окунается в то, что ему интересно в данный момент — комиксы, изображения лошадей, изготовление украшений из бисера или сборка роботов.

Исследуя возможности искусства, ваш ребенок со временем научится управлять своим телом, филигранно работать необходимыми инструментами, будет постоянно открывать для себя что-то новое. Но сейчас наблюдать, как он рисует первый портрет, рассказывает первую историю о своей картине и создает первую сложную скульптуру, бесценно. У вас растет творческий ребенок! Смотрите, как этот художник создает свои произведения искусства, и наслаждайтесь!

Отрывок из книги «Творческое воспитание детей» Джин Ван’т Хал

Автор этой книги ― Джин Ван’т Хал, мама двух дочек и автор популярного блога Artful Parent, который за годы своего существования собрал вокруг себя целое сообщество вдохновленных родителей и учителей.

На страницах своей книги Джин Ван’т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи. Эта книга поможет вам:

  • Найти время для творчества в течение дня
  • Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку
  • Обустроить место для занятий и хранения детских работ
  • Выбрать художественные материалы и инструменты
  • Поощрять и развивать творческое мышление
  • Правильно говорить с ребенком о его рисунках

Почему мы решили издать эту книгу

Джин Ван’т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития ребенка. Они учат его мыслить, сравнивать, исследовать, изобретать, принимать решения и действовать самостоятельно.

Фишка книги

Большинство мастер-классов в этой книге не похожи на традиционные задания, когда ребенок должен сделать что-то по инструкции и получить заранее известный результат. Джин Ван’т Хал предлагает занятия, в процессе которых ваш ребенок будет исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, пробуя каждый раз что-то новое. В творческом воспитании процесс гораздо важнее результата.

Для кого эта книга

  • Для родителей детей от 1 года до 8 лет.
  • Для воспитателей детских садов и учителей.
  • Для всех, кто ведет творческие занятия в группах.

Комментарии:

НАПИШИТЕ ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

восемнадцать + два =