Мода существовала всегда, только эволюционировала медленнее, чем это происходит сейчас.
Ранее в истории мода имела прямое отношение к социальному положению, которое определялось количеством денег. Мода была отражением власти.
Чаще всего смена костюма, а следовательно и изменения в моде, происходят после значительных изменений в обществе/политике и желание подвести черту под прошлым. Например 14век, после чумы и перерыва в 100летней войне – когда появился камзол, что стало своего рода революцией в моде.
Моду и современное понятие «тренды» задавали императоры и члены двора, она задавалась «сверху».
Само понятие тренд появилось в начале 20 века и означало направления и тенденции в экономике и торговле. Но так как направления могут быть в разных сферах – то они появились и в моде.
В 20м веке мода стала доступна всем, тогда как в прошлом она была лишь привилегией избранных.
Всё кардинально изменилось в 21 веке, теперь же моду стали задавать «снизу». С развитием соцсетей — особенно «нельзяграмма», — увеличилось количество инфлюенсеров, людей, за которым следят и на которых зачастую равняются.
Официальное появление «визуальной» соцсети – 2010й год в мире, и в конце 2012года – соцсеть появилась на русском языке, стала доступна для Android и начала больше распространяться в России.
С 2015 года влияние блогеров стало увеличиваться. Это связано с популярностью соцсетей и увеличением количества рекламы и изменением алгоритмов показов публикаций и постов. Блогерам становится сложнее себя продвигать, для этого нужно бороться за место в ленте и придумывать всё больше способов привлечения аудитории.
Появление сторис вызвали диссонанс – пользователи стали буквально обвинять разработчиков, что они крадут у людей реальные моменты жизни, провоцируя каждый раз доставать телефон, чтобы делиться ими в кадре. Разработчики же посчитали критику необоснованной – «иногда сьемка фотографии заставляет задуматься и ценить момент, остановиться и сказать Как же красиво».
После 2022 года ввиду политической ситуации Vk стал площадкой, куда блогеры перенаправили свою аудиторию.
Креативность инфлюенсеров и желание выделиться создает условия для рождения трендов.
Контент выходит за пределы сообществ и групп. Всё может начаться с одного фото/видео, которое может распространиться и это подхватят многие, в том числе знаменитости, «завирусится».
С этим приходится считаться и Модным Домам. Бренды осознают важность лидеров мнений, приглашают на показы, подстраиваются под тренды.
Запрет рекламы с 1 сентября 2025г вынудил лидеров мнений серьезно изменить подход к развитию блога и вкладывать все больше ресурсов. Бренды тоже адаптируются – перестраиваются стратегии, перераспределяется трафик.
Чем бренд более «модный» — тем быстрее появляющиеся тренды подталкивают выпускать новые коллекции. Всё происходит быстро, моду заставляют развиваться еще быстрее. Появляется термин «быстрая мода», где охваты в режиме реального времени определяют, что будет дальше.
Когда-то журналы контролировали последние новости в области моды. Теперь — социальные сети.
Вместо того чтобы вырезать из журналов вдохновляющие образы, люди сохраняют свои любимые наряды и идеи на цифровую доску, так называемые “пины”.
Важно помнить, что кроме положительных моментов, социальные сети имеют и существенный недостаток: они являются инструментом пропаганды. Поэтому обычным пользователям необходимо фильтровать поток информации и «трезво» оценивать преподнесенные сведения.
Люди часто тянутся к тем, кто владеет информацией и оперативно с ней делится. В эпоху меняющихся событий важно быть в курсе последних новостей.
Блогеры — как информационные компасы, которые помогают ориентироваться. Но важно не терять себя в шуме этого мира. Поэтому конечно важно знать, что происходит вокруг, но еще важнее – не оглохнуть от шума и не забыть про себя.
Автор — Ирина Брагуца, я дизайнер женской одежды бренда BRAGUTSA.

